Вадим Смирнов: «Театр – это трибуна, но говорить с нее нужно ненавязчиво»

Театральный сезон пока закрыт, но это не мешает нам готовить еще одну премьеру для зрителей. Уже скоро на сцене появятся «Дикие лебеди» из сказки Андерсена. О постановке мы расскажем чуть позже, а пока познакомимся с режиссером будущей премьеры заслуженным артистом России Вадимом Смирновым.

Вадим Смирнов – художественный руководитель Оренбургского областного театра кукол. На его счету около 70 постановок в кукольных театрах, а вот в драматическом это будет его четвертая работа. Кстати, предыдущие три тоже были в нашем театре – это «Аленький цветочек», «12 месяцев» и «Тень».

– Вадим Александрович, Вам привычнее работать с куклами, чем с артистами драматического театра. Ощущаете какие-нибудь сложности в подготовке спектакля?

– Когда ставил первый спектакль, переживал, как же буду справляться только с людьми, без кукол? Сейчас этого ощущения уже нет. На самом деле в театре кукол сейчас очень много ролей артисты играют «живьем», то есть не просто за куклой ходят, а играют сами в костюмах, гриме. Кукольный театр давно вышел за рамки ширмы, он трансформируется со временем. Различия, конечно, есть, поэтому и любопытно работать в драматическом театре.

– В чем же эти различия для вас как режиссера?

– В работе с актерами драмы важно добиться того, чтобы они выглядели достоверно, не карикатурно. В материале Андерсена они должны быть приподняты над бытом, но при этом оставаться настоящими, существовать в своей определенной реальности. В кукольном театре эту реальность создают куклы, находящиеся рядом с людьми, как бы их второе я. Они по-другому живут, у них своя правда, свое существование...

– А как возникла любовь к куклам?

– В детстве посмотрел спектакль в нижегородском кукольном театре, был очень впечатлен. Все было красиво, празднично... И я захотел быть, как те артисты. Театр кукол – это мир, ни на что не похожий. Внимание зрителя приковывает «оживление» кукол, это вводит в некое такое гипнотическое состояние.

– И Вы ведь даже сами делали кукол?

– Да, очень много я их сделал, когда был еще мальчишкой и играл в театр. Они были из чулка и ваты, поролона... Шил им одежду из тряпочек, клеил мордашки, потом папье-маше научился делать...

– В театре они сейчас у Вас не задействованы?

– Нет, театральных кукол делают художники, они большие профессионалы, их работы гораздо мощнее.

– Какие спектакли хотят сейчас видеть зрители? Существует какой-то запрос?

– Все очень индивидуально. Кто-то хочет радоваться, отвлечься от рутины, другие хотят увидеть проблемы, созвучные с их мыслями, кому-то хочется зрелища. Универсального спектакля нет.

– И как выбираете, что поставить?

– Исходя из того, что волнует меня в данный момент. Важно помнить, что театр – это трибуна, но говорить с нее нужно ненавязчиво, особым способом. И проблема, которая вскрывается в спектакле, должна быть животрепещущей, иначе постановка будет неинтересной. Нужно, чтобы зритель отреагировал – обрадовался или, наоборот, возненавидел, – но не остался равнодушным.

– Каждый раз нужно изобретать новые способы, как донести мысль до публики и вызвать эмоции?

– В театре все уже было. И сейчас любое ноу-хау – это очень удачная комбинация приемов, нанизанная на точные мысли и высказывания.

– Какова главная тема будущего спектакля «Дикие лебеди» и почему она сейчас актуальна?

– Тема – сила человеческого духа, стойкость и способность брать на себя ответственность. Мне кажется, это одна из вечных тем, на которую можно бесконечно говорить. Так что эта романтическая сказка будет интересна не только детям, но и взрослым.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.