24 октября 2016
12 лет он писал этот роман и еще 26 прошло до первой его публикации. Что уж говорить о дебютной постановке в театре, для которой потребовалось 10 лет бития челом по разным инстанциям. Сквозь перепетии и тернии мистическая история, берущая свое начало почти век назад, дошла и до нас. 28 октября Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина официально открывает юбилейный 80 сезон фантасмагорической премьерой бессмертного произведения М.А. Булгакова.
«Мастер и Маргарита»Заявка, надо сказать, довольно смелая. Ведь «Мастер и Маргарита» - сам по себе роман не из простых, вызывающий очень много споров: как среди критиков, так и любителей-философов. И видит его каждый под своим углом. Для сравнения, наверное, подходит лишь «Черный квадрат» Малевича. Впрочем, в орской постановке данная неординарность стала во главе всего показа. Мы побывали на репетиции спектакля и с уверенностью можем сказать, что такой версии «Мастера и Маргариты» зрителю наблюдать еще не приходилось. Если только во сне. Кто знает, что вам там снится, достопочтеннейшие господа.
Не перестаем удивляться и тому, насколько сильное влияние оказывает булгаковский роман на общество. Он в буквальном смысле заставляет поверить в существование высших сил. В мистицизм и знаковость мира. В то, что все неслучайно, и каждого ждет конец по вере его. Руководствуясь этим, создатели новой интерпретации «Мастера и Маргариты» убрали «с» и «из» все менее значимое, оставив нам на сцене основную концепцию произведения. Которую, как известно читающему зрителю, реализует профессор черной магии Воланд и его свита.
Адгур Кове, художественный руководитель ОГДТ:
«Мне близок булгаковский взгляд двойного дна на мир. Ведь знаковая структура жизни очень важна. Мы неслучайно в этом мире и являемся частью мироздания. Существуют разные мировоззрения, но у всех же есть ощущение, что мы не одни. Я долго выбирал премьеру, рассматривая разных классических авторов: от Островского до Чехова. И буквально в последний день решил, что это будет «Мастер и Маргарита». Я понял, что обладаю сейчас всеми выразительными инструментами для данной постановки: у меня молодая подвижная труппа, способная воплотить мои мысли в жизнь. Предложил актерам самим выбирать себе роли и показать свои возможности. Получилось очень интересно. И с помощью естественного распределения стереотипы, которые были в голове, разрушились. Вся наша жизнь – это борьба со стереотипами. Мы хотим поделиться со зрителем своим уникальным взглядом. Поэтому вы столкнетесь с неоднозначными параллелями, проведенными нами между героями. Магия существует, мистика существует, и каждый день мы сталкиваемся с ней. Об этом наша постановка «Мастера и Маргариты».
Кирилл Мартынов, художник постановщик ОГДТ:
«При создании образов я вдохновлялся самим произведением. Необычная библейская история, очень колоритные персонажи, почти сотня костюмов и множество массовых сцен. У нас воссоздано условное пространство. Место действия – вся Вселенная. Никаких шаблонов и деталей, определяющих какую-то конкретную обстановку. Происходит столкновение эпох и, соответственно, стилей. Думаю, что люди почувствуют эту многослойность. Мне очень нравится гротеск свиты. Воланд и его приспешники – ключевые экстравагантные персонажи из другого измерения. Очень долго шла работа именно над их костюмами. Вообще, 90% всей моей работы ушло на создание костюмов». А они невероятно потрясающие! Признаться, на репетиции их не было, но чего только стоят эскизы. Дух захватывает!