Рождение и становление Орского драматического театра имени А.С. Пушкина тесно связано с историей индустриального Орска. В городе были сосредоточены предприятия металлургической отрасли, тяжёлой промышленности. Рост производства обеспечивал постоянный приток населения, технической и творческой интеллигенции. Всё это стало предпосылками для создания в городе профессионального центра духовной и эстетической культуры.
16 ноября 1937 года состоялось открытие первого театрального сезона. Горожане увидели премьеру спектакля «На берегах Невы» по пьесе К. Тренева.
Художественным руководителем и главным режиссером театра в то время был Заслуженный артист РСФСР Алексей Ефимович Ларионов. Афишу первого сезона украшала классика – «Лес» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Разлом» Б. Лавренева.
В декабре 1969 года произошло второе рождение театра. Располагавшийся ранее в приспособленных помещениях, Орский театр получил новое, построенное по оригинальному проекту здание в центре города, на площади Комсомольской.
Третьей важнейшей вехой в истории театра стало его открытие после масштабной реконструкции в 2014 году, которая длилась около трёх лет. Был создан уникальный интерьер, установлено современное световое и звуковое оборудование. По своей технической оснащённости Орский драмтеатр в ходит в десятку лучших театров России. Здесь могут быть представлены все виды сценического искусства – от спектаклей до цирковых и эстрадных шоу . Кроме того, в здании имеются конференц-зал и деловые апартаменты, малый зрительный зал на 60 мест, театральное кафе, лифт для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Но материальная сторона – не главное для храма искусства. Творческая жизнь Орского драматического театра с этого момента заиграла новыми красками.
Обширная гастрольная деятельность – визитная карточка театра. Первые гастроли в областной центр состоялись 1 сентября 1949 года, когда разрушенная войной страна, несмотря на все тяготы, жадно тянулась к искусству.
За годы существования Орский драматический театр побывал на гастролях в Новгороде, Харькове, Полтаве, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге, Караганде, Магнитогорске, Мичуринске, Актюбинске, Абакане, Ереване и других городах.
В 2018 году он принял участие в Международном театральном фестивале экспериментальных спектаклей «BALAUSA» (Казахстан), стал участником Международного театрального фестиваля «HIGH FEST» (Армения), участвовал в федеральном проекте Министерства культуры РФ «Большие гастроли» (город Мичуринск), ХII Международном фестивале современной драматургии «Коляда-PLAYS». В 2019 году орчане участвовали в III Международном фестивале национальных театров «Буа: пространство диалога» (Республика Татарстан), выезжали на фестиваль «Гостиный двор» (Оренбург), Международный Шекспировский фестиваль (Армения), фестиваль «Школьная классика» в Центральном доме литераторов (Москва).
В 2021 году Орский драматический театр cпектаклем «Мера за меру» открыл III Международный фестиваль «Театральная гавань» в Новороссийске и был отмечен дипломом «За актуальную интерпретацию классики».
Доказательством высокого профессионального уровня артистов нашего театра служат многочисленные награды, премии и дипломы лауреатов за участие в конкурсах и фестивалях. Вот только некоторые факты. В 2001 году на втором областном фестивале «Театральное Оренбуржье», посвященном 200-летию В.И. Даля, спектакль «Золушка» был признан лучшим спектаклем для детей. Спектакли «Конек-горбунок» (2008 г.) и «Золушка» (2000 г.) стали победителями областного конкурса детских спектаклей «Волшебная кулиса».
В 2004 году по заключительным итогам пятого Фестиваля малых городов России в городе Лысьва спектакль «Козий остров» по пьесе У. Бетти был показан в Москве на сцене Государственного театра наций.
Ноябрь 2004 года ознаменован ещё одной крупной победой. На III областном фестивале «Театральное Оренбуржье» премию «Оренбургская Лира» Департамента по культуре и искусству Оренбургской области получила постановочная группа спектакля «Бабьи сплетни» К. Гольдони.
Широкую известность театру принесли спектакли «Гадкий утенок» и «Записки сумасшедшего», показанные на Всероссийском театральном фестивале «ПоМост»: Провинциальные театры России».
Спектакль «Женитьба» вошел в афишу IV Областного фестиваля, посвященного году русского языка. Также высокую оценку критиков на IV Международном фестивале «Гостиный двор» в мае 2008 года получил спектакль С. Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». В сентябре этого же года театр стал участником VII Фестиваля малых городов Росси в Лысьве со спектаклем «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя.
13 июня 2009 года произошло очередное яркое событие. На сцене учебного театра института им. Бориса Щукина при академическом театре им. Е. Вахтангова в Москве осуществлен показ спектакля по пьесе М. Угарова «Смерть Ильи Ильича» (по мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов»). Эта постановка - дипломная работа выпускника института Сергея Тюжина (курс проф. Л.Е. Хейфеца) — была награждена дипломом на третьем Всероссийском театральном фестивале «Герои Гончарова на современной сцене» в Ульяновске 15 ноября 2009 года.
Директор театра В.В. Дорошенко, художественный руководитель М.В. Козлов и Заслуженная артистка Бурятии Л.А. Хатько придумали и реализовали проект «Театр без границ», призванный разрушить границу между актёром и зрителем. Результатом стали спектакли разных жанров, созданные для показа в малом зале театра, где царит уютная, камерная атмосфера. Также спектакли демонстрировались в учебных заведениях города. В 2011 году авторы проекта были удостоены губернаторской премии «Оренбургская лира».
С 2015 года художественное руководство театра принял на себя заслуженный артист РФ, заслуженный деятель культуры Абхазии Адгур Михайлович Кове. Одной из главных задач новый художественный руководитель обозначил обновление и расширение репертуара театра. Премьера первой постановки А. М. Кове состоялась 26 февраля 2015 года. Это был спектакль по пьесе В. Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Затрагиваемая режиссером тема войны, трагедии людских судеб никого не оставила равнодушной, спектакль был выпущен с большим успехом.
79-ый театральный сезон можно считать точкой отсчета современного художественного пути театра. Театральная труппа пополнилась молодыми, талантливыми актерами. Премьеры этого сезона полностью соответствовали новаторской атмосфере, царящей в Орском театре. Спектакль «Невероятная любовь» по пьесе А. Слаповского, «Королева красоты» по пьесе М. Макдоноха, «Очень простая история» по пьесе М. Ладо и - уже в 80-м театральном сезоне - «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова.
Постановка спектакля «Меня нет» по пьесе Л. Духаниной была осуществлена в рамках самостоятельной работы молодым артистом театра М. Меламедовым и успешно вошла в репертуар театра.
Орский драматический театр активно работал и для маленьких зрителей. «Детский» репертуар пополнился такими спектаклями как «Двенадцать месяцев» по сказке С.Я. Маршака (режиссер-постановщик Смирнов В.А.), «Похищенное Рождество» по пьесе Д. Сарвина (режиссер-постановщик Д. Сарвин.), «Лешка и звезда» по пьесе С. Козулина (режиссер-постановщик Э. Корнышев).
Активный и интересный старт был не только замечен зрителями, но и отмечен профессионалами. Весной 2016 года наш театр был приглашен на V Международный фестиваль «Смоленский ковчег». Эта поездка принесла Орскому театру заслуженную награду. В номинации «За лучшую режиссуру» победил спектакль «Невероятная любовь», поставленный художественным руководителем Адгуром Кове. Члены жюри отметили сочетание разнообразных культурно-исторических пластов, а также синтез театральных жанров - от балагана до древнегреческой трагедии. Спектакль «Невероятная любовь» также был показан в рамках фестиваля «Гостиный двор» в Оренбурге и заслужил высокую оценку критиков.
В конце 2019 года перемены вновь пришли в жизнь Орского драматического театра. Во главе учреждения встал директор Алексей Георгиевич Заводчиков. В 2020 году художественное руководство театром принял на себя Денис Юрьевич Радченко. Новая команда руководителей проявила себя как эффективный творческий тандем. Их деятельный настрой не смогла сбить даже пандемия, наложившая особый отпечаток на театральную жизнь.
Несмотря на «коронавирусные» ограничения и вынужденную отмену 18 спектаклей, актёры и режиссёры продолжали работу – репетировали дома, использовали современные технологии, включились в область цифровых экспериментов. Только спектакль «Мера за меру» в онлайн-трансляции в общей сложности посмотрели 182 тысячи зрителей.
Время ограничений стало для Орского театра временем возможностей. Были оптимизированы производственные процессы – внедрена система автоматизированного учёта зрителей, получила развитие электронная продажа билетов. Театр обзавёлся необходимым в новых условиях оборудованием – системой электронного пропуска с измерением температуры, рециркуляторами воздуха. Было сделано всё, чтобы поход в театр был максимально комфортным и безопасным для зрителя, даже в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
Конечно, ничто не может заменить «живого» общения со зрителем. Как только ограничения в работе были сняты, Орский драматический театр с удвоенной силой вернулся к своей культурно-просветительской миссии. Зрителя ждали отточенные до совершенства спектакли, над которыми можно было посмеяться, поплакать, задуматься: «Дорогая Памела», «Будь здоров, школяр!», «Мой бедный Марат», «Слишком женатый таксист» и другие.
Репертуар был расширен: он включал не только отечественную и зарубежную классику, но и произведения современных авторов. С большим успехом прошла премьера спектакля «Горка» по пьесе молодого драматурга А. Житковского (режиссёр-постановщик Д.Ю.Радченко). Остросоциальная направленность, смелость и актуальность постановки были отмечены критиками и положительно восприняты зрителем.
84-ый театральный сезон завершился постановкой спектакля по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» (режиссёр-постановщик К. Балян). Знаменитая трагедия Шекспира пережила сотни экранизаций и постановок, но на орской сцене она зазвучала по-новому благодаря необычным режиссёрским находкам и созданию двухмерного сценического пространства.
Для маленьких зрителей была подготовлена не менее яркая программа. Спектакль по пьесе Юлия Волчека «Дикие лебеди» (режиссёр-постановщик В.Смирнов), сказка с элементами интерактива «Хитроумный заяц» по пьесе М.Панфиловой-Рыжковой (режиссер-постановщик А.Луценко). Новым веянием в сфере детских постановок стал пропитанный невероятной энергетикой, музыкой и танцами спектакль «Маугли» (режиссёр-постановщик Д.Ю.Радченко).
Несмотря на активную творческую жизнь, Орский драматический театр открыт для гостей. Наша сцена не раз принимала всемирно известных исполнителей: тут играл пианист с мировым именем Денис Мацуев, выступал знаменитый итальянский музыкант и композитор Роберто Корлиано, представлял программу «Танцы народов мира» легендарный Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. На сцене выступал и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова, был показан спектакль «С любимыми не расставайтесь» легендарного Московского ТЮЗа под руководством Генриетты Яновской. Мы неоднократно встречали наших коллег из Санкт-Петербурга, артистов Малого драматического театра – Театра Европы, под руководством народного артиста России, лауреата Государственных премий России и СССР Льва Абрамовича Додина. Зрители могли познакомиться со спектаклем по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» в постановке самого Льва Абрамовича.
Новым опытом для Орского театра стало сотрудничество со смелым творческим проектом «Инклюзион». Орск стал первым российским городом-немиллионником, где была открыта театральная школа для людей с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзион.Школа.Орск». Проект получил развитие, театр продолжает сотрудничать по данному направлению с крупнейшими благотворительными фондами России.
Орский государственный театр им. А. С. Пушкина был и остаётся центром культурной и общественной жизни Восточного Оренбуржья. Его богатое прошлое, высокий уровень включённости в культурные процессы по всей стране, дружба с театрами других городов, а также техническая оснащённость и профессионализм коллектива позволяют воплощать самые смелые творческие идеи. Мы чтим традиции, но не боимся экспериментов. А главное, мы готовы и дальше удивлять и радовать нашего зрителя!