Парни стали старушками, женщины – Ежиком и Медвежонком, а обычные скороговорки превратились в мини-спектакли… Участники проекта «Инклюзион.Школа.Орск» выступили перед зрителями.
Позади четыре месяца кропотливой работы – тренингов и репетиций. Студенты под руководством наших актрис – Елены Осташковой, Веры Попцевой, Татьяны Потеряевой и Надежды Цепелевой – осваивали актерское мастерство. Впереди у них еще много работы, но уже сегодня состоялось их первое выступление перед публикой.
Кстати, поскольку желающих заниматься в «Инклюзионе» оказалось достаточно много, их разделили на 4 группы, каждая из которых получилась уникальной. В каждой упор делался на что-то свое, и в итоге зрители увидели четыре совершенно разные постановки.
Студенты изображали животных, вживались в образы сказочных героев и разыгрывали различные сюжеты на одну и ту же скороговорку. Показ проходил с минимальным количеством реквизита и в полном отсутствии декораций, что требовало от артистов максимальной отдачи. Со всеми задачи студенты справились отлично, чем заслужили бурные аплодисменты зрителей.
Оценить творчество студентов «Инклюзиона» пришли их родственники, друзья, депутат и социальный партнер Александр Чернышов, работники Комплексного центра социального обслуживания населения, которые знают ребят давно и могут судить о том, насколько пошла на пользу студентам «театральная терапия».
– Конечно, сразу бросилось в глаза то, что во время показа они были самостоятельны на сцене, – поделилась Елена Марченко, заведующая полустационарным отделением Комплексного центра социального обслуживания населения. – То есть все помнили, не ждали подсказок, двигались, не стеснялись… И даже сложилось ощущение такое, что мы посмотрели полноценный одноактный спектакль, все прошло на одном дыхании, несмотря на то, что у каждой группы были совершенно разные этюды.
Елена Марченко также отметила работу педагогов, которые при постановке этюдов исходили из индивидуальных особенностей студентов. Ведь у всех разные ограничения по здоровью: кто-то почти ничего не видит, кто-то сильно отстает в развитии… Но они смогли объединить свои усилия на одной сцене.
– Через творчество идет своего рода реабилитация. И сидя в зале, я поняла, что я в какой-то степени закомплексована больше, чем они. Я не могу выразить себя на сцене так, как это делают наши особенные студенты, – призналась Марченко.
Положительные изменения замечают и опекуны студентов с ментальной инвалидностью. Они стали более дисциплинированны, ни в коем случае не хотели пропускать репетиции, а показ и встреча со зрителями принесли им немало положительных эмоций: они счастливы и горды тем, что все получилось! Теперь их задача – повышать планку и совершенствоваться в своем развитии и актерском мастерстве.
– Мне не верилось, что в нашем городе возможно реализовать этот проект, – подытожила Марченко. – Но оказалось, что все реально. Не устану повторять, что у нас сейчас есть уникальная возможность заниматься в театре, выходить на сцену и пользоваться ее возможностями – не каждая школа может этим похвастаться. И я думаю, что в итоге родится чудесный спектакль, который не стыдно будет показать на любой сцене в любом театре России.
Для справки
«Инклюзион.Школа.Орск» – результат трехстороннего сотрудничества федерального центра «Инклюзион», Орского драматического театра и Комплексного центра социального обслуживания населения г. Орска.
Орск стал первым в списке малых городов, где появился инклюзивный театр. Среди студентов – люди от 18 до 60 лет с разными ограничениями по здоровью, но объединенные одной общей целью – стать артистами театра.